Из личного архива героини
Наша сегодняшняя собеседница – Сади Кара – родилась в небольшом азербайджанском городе Гянджа и начала свою модельную карьеру в 16 лет, когда ее заметило местное агентство. Вскоре она стала лицом Aldo Coppola и участвовала в Azerbaijan Fashion Week. Затем состоялся переезд в Лос-Анджелес, контракт с новым агентством – и успех.
Сади приняла участие в Нью-Йоркской Неделе моды, став там первой азербайджанской моделью, попала на страницы Vogue, получила премию United Talents Award в номинации «Лучшая модель», написала книгу о моделинге и неоднократно снималась для крупных мировых брендов.
Другими словами, Сади успела изучить изнанку модного мира и на родине, и в Штатах – центре притяжения моделинга. И поэтому ей есть, чем поделиться.
Ты родом из Азербайджана. Как твоя семья отнеслась к выбору профессии модели?
Конечно, были недовольства — и до сих пор бывают. К сожалению, в нашей стране модельный бизнес часто ассоциируется с не очень хорошими вещами. Я понимаю, что родители волнуются за меня, но, тем не менее, я научилась находить силы именно в этом эмоциональном напряжении. Мне нравится доказывать каждый раз, что все в фэшн-индустрии работает иначе.
И сейчас я чувствую, что мои близкие гордятся, что я одна из немногих моделей из Азербайджана, кто добился успеха за границей. Просто пока они не могут выразить свои чувства.
Из личного архива героини
Семейный вопрос – единственная сложность, которой ты сталкивалась, пока строила карьеру?
Не совсем, трудности бывают, как и в любых других индустриях. С проблемами из-за моего происхождения я столкнулась лишь однажды, когда меня не смогли подписать в одно из лидирующих агентств мира, потому что один из букеров не любил азербайджанцев по личным причинам. В целом, если посмотреть, то дискриминации из-за моей национальности я вообще не встречала. Напротив, все проявляли заинтересованность, так как в модельной индустрии редко слышат о Азербайджане.
Значит, в Америке тебя приняли довольно тепло?
Да, пожалуй, да, и это правда очень ценно. Для всех моделей мира американский рынок — самый важный, так что приходится конкурировать с лучшими из лучших. Самые трудные моменты — это Недели моды. Постоянная беготня по кастингам, бесконечное ожидание, чтобы пройти 10 секунд перед кастинг-директорами. Если у вас хоть немного хромает самооценка, вы вряд ли сможете продолжить работать в этой индустрии.
Кстати о самооценке – как с моделями обращаются на кастингах? Правда, что могут жестко прокомментировать внешность, и этика в моделлинге – вопрос уровня фантастики?
У меня уже стальная психика, и я не воспринимаю ничего лично. Это просто бизнес, и меня, как бы это ни было грустно, видят как товар, который нужно продать.
Но был забавный случай, когда одно агентство попросило немного набрать вес. Я удивилась, потому что обычно все наоборот. Оказалось, что меня хотели подписать меня как Curve-модель. Отмечу, что я весила 51 кг при росте 175 см!
Из личного архива героини
Раз уж мы вспоминаем не самые красивые случаи, приходилось ли тебе видеть «грязные» методы борьбы за место под солнцем?
Лично я не встречала такого, но, конечно, не могу говорить за всех. Думаю, что с развитием социальных сетей все стали гораздо аккуратнее в своих поступках, потому что понимают, что все может выйти наружу и поставить крест на карьере независимо от того, насколько они важные люди. Тут не все идеально, но тебя не оставят в беде, если с тобой поступили нечестно или, тем более, плохо.
Что еще в модельном бизнесе на самом деле не так радостно, как об этом говорят?
Недели моды. На Нью-Йоркский фэшн-вик я попала через своего агента. Обычно у агентов есть доступ к кастингам, куда кастинг-директора отправляют свои требования для моделей. Агент подбирает подходящих девочек и отправляет их на кастинг. Но это всегда лотерея — ты стоишь в огромной очереди с десятками, а иногда сотнями моделей. Если тебя берут — отлично, если нет, то просто теряешь время. Я помню кастинг, на котором в очереди было более 400 человек. Конкуренция невероятная.
На Неделе моды в Нью-Йорке я представляла новую коллекцию Yirko Sivirich и участвовала в паре других шоу. Если честно, Неделя моды — не самое мое любимое занятие. Очень много негативных моментов, которые сильно влияют на настроение.
Я попросила своего агента не отправлять меня на эти кастинги в следующие годы, хотя он все еще предлагает.
Но несмотря на негативные стороны, уйти из индустрии никогда не хотелось?
И да, и нет одновременно. С одной стороны, я хочу делать что-то большее за кадром. С другой, мне нравится работать моделью — это весело! Но иногда, конечно, бывают мысли в духе: «А нужно ли мне это, когда вся моя карьера зависит только от того, как я выгляжу именно сегодня?»
Из личного архива героини
Сади, но давай поговорим и о хорошем, его ведь тоже немало.
Конечно!
Каким проектом в большой моде ты особенно гордишься?
Пожалуй, рекламной кампанией для скандинавского бренда Studio Constance, хотя она еще не вышла. Мы снимали ее в национальном парке Джошуа-Три, и там собралась лучшая команда. Например, фотографом был Бо Марион, который сотрудничает с Vogue и H&M.
А с крупными брендами удалось поработать?
Да, я работала со многими американскими брендами. К сожалению, пока не удалось полноценно поработать с «европейцами». Были проекты с теми, кто приезжал в Америку, но это не совсем то. Я бы очень хотела поехать в Европу. Это совсем другой мир в моде, со своим взглядом, эстетикой и подходом. Надеюсь, такой шанс еще выпадет. А из проектов, которые мне действительно запомнились, могу выделить работу с Vogue, Via Via, Rails и Studio Constance.
У тебя есть, кстати, публикация в Vogue. И для многих моделей это мечта всей жизни. Как это произошло?
Мое сотрудничество с журналом началось еще до первой публикации. Я работала с их командой в офисе Vogue British, когда меня пригласили для подготовки съемки обложки. Это был невероятный опыт, особенно работа с главным стилистом Деной Нойштадтер Джианнини. Мне было очень интересно наблюдать за процессом создания образов, отмечать внимание к деталям.
Вторая публикация в Vogue связана как раз со Studio Constance. Мы делали съемку с фотографом Сэмом Спенсом. После завершения проекта фотографии отправили в Vogue — и их выбрали в категорию Best of Photo Vogue.
Из личного архива героини
Судя по регалиям, ты уже, так сказать, крупная птица. Извини за нескромный вопрос, но гонорарми ты довольна?
О, гонорар модели — это всегда непредсказуемая вещь. Работа в модельной индустрии может быть очень нестабильной: в один месяц ты можешь работать несколько дней в неделю и заработать десятки тысяч долларов, а в другой месяц вообще не получить ни одного контракта. Гонорар складывается из разных проектов: от рекламных кампаний и каталогов до модных показов и съемок для брендов.
Именно поэтому многие модели вынуждены искать дополнительные источники дохода, чтобы поддерживать свое финансовое положение.
Как сейчас выглядит иерархия в мире моделинга? Какую модель можно считать успешной?
В модельной индустрии понятие «хорошая модель» очень субъективное. Для каждого агента, букера, кастинг-директора или агентства это может означать что-то свое. У всех разные клиенты и разные требования, поэтому то, что идеально для одного бренда, может совсем не подойти другому.
Есть модели, которые соответствуют общепринятым стандартам красоты, но это вовсе не гарантирует им стабильную работу. Порой девушка с нестандартной внешностью может работать гораздо больше, чем та, кого принято считать красивой.
Потому что в этой индустрии красота — это не что-то универсальное, а адаптируемое понятие, зависящее от нужд конкретного клиента.
В конечном итоге, назвать кого-то «хорошей» или «плохой» моделью невозможно. Это не соревнование красоты. Это скорее о том, как ты подходишь под определенные проекты, умеешь ли быть гибкой, вписываться в концепцию бренда и находить своих «покупателей», тех, кто видит в тебе идеальное воплощение своей идеи.
Ты заговорила о «своих» – существует ли дружба в модельном бизнесе? Или все идут по головам?
К сожалению, в модельной индустрии есть те, кто воспринимает все как борьбу, где выигрывает сильнейший. Но они забывают одну важную вещь: решения здесь принимаем не мы, а те, кто нас выбирает. Именно поэтому я считаю, что важнее всего оставаться добрыми друг к другу и поддерживать, когда это необходимо.
Я стараюсь смотреть на все позитивно и верить в то, что настоящая дружба существует. И я уверена в этом, потому что общаюсь с людьми из этой индустрии, с которыми у нас сложились теплые и искренние отношения.
Из личного архива героини
Но при этом модели часто предупреждают начинающих коллег, что доверять всем нельзя. И иногда даже своему же агенту. Как понять, что тебя хотят обмануть?
В модельной индустрии есть несколько вещей, на которые стоит сразу обратить внимание. Если агент или агентство просят деньги сразу — это «красный флаг». Должно быть так: ты работаешь, а потом с твоих заработков берется процент. И не спешите подписывать контракты, не прочитав их внимательно. Лучше потратить время на изучение условий, чем потом сожалеть о спешке.
Что еще нужно знать начинающим моделям?
В первую очередь быть терпеливыми и понимать, что успех не приходит мгновенно. Важно не опускать руки после первых отказов. Еще важно быть внимательной к ситуациям, где нарушают твои личные границы или делают что-то, что вызывает дискомфорт. Здесь важно уметь говорить «нет» и помнить, что никакая работа не стоит твоего внутреннего спокойствия.
И еще — учитесь не сравнивать себя с другими. В этой индустрии всегда будет кто-то успешнее или красивее, но это не означает, что у вас нет шансов. Главное — найти свою нишу и быть верной себе. И самое важное — не забывайте заботиться о своем физическом и эмоциональном здоровье. Это долгий путь, и без внутренней устойчивости здесь сложно выдержать.
Еще больше трендов, новых коллекций, стильных образов и скидок – в телеграм-канале «Отдел моды VOICE»!